Кандидат в воронежские губернаторы Аркадий Минаков: «Ход истории объективно ведет РФ к созданию национально-ориентированной государственности»

Кнессет принял конституционный закон, устанавливающий Израиль национальным государством еврейского народа, в рамках которого право на самоопределение имеет только еврейский народ (а государственным языком является только иврит). Его решение вдохновило русских патриотов на посты в соцсетях о необходимости переформатирования Российской Федерации в русское национальное государство. По словам доктора исторических наук и профессора ВГУ Аркадия Минакова, всего есть три варианта будущего РФ и national state — только один из них. Два других — построение Российской (русской) империи и СССР 2.0.

Закон, утвержденный на днях Кнессетом (то есть парламентом Израиля), придает ивриту статус государственного языка. Арабский язык, на котором говорит 21% населения страны, перестает быть официальным и теперь получает особый статус. Согласно новой норме, Израиль провозглашается исторический родиной еврейского народа, который имеет исключительное право на самоопределение на его территории. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху назвал принятие документа определяющим моментом в истории государства Израиль. «Израиль — национальное государство еврейского народа, которое уважает права всех его граждан», — сказал Нетаньяху.

Иными словами, отныне на территории Израиля законодательно запрещено создавать какую-нибудь Чеченскую республику или Татарстан (квазигосударства чеченского и татарского народа в составе РФ). Хотя арабов в Израиле живет 21% (а кроме арабов есть и другие меньшинства), то есть заметно больше, чем процент вообще всех нерусских в России (17% и то при допущении, что в нерусские мы записываем белорусов и украинцев, составляющих вместе с великороссами триединый русский народ).

Русские патриоты отреагировали на решение Кнессета логичным вопросом: «Почему в России, где русские составляют 83% населения, за ними до сих пор не закреплен статус государствообразующего народа? Почему у русских нет правосубъектности?» «Наши поздравления еврейскому народу из многонациональной многонародной мультикультурной федерации 666 народов, среди которых, однако, нет русского», — написал в Facebook политолог Павел Святенков, Национально-демократическая партия.

И действительно, заложенный в Конституции РФ принцип многонациональности отказывает русскому народу в самоопределении на территории Российской Федерации. У русских нет своей государственности. В то время как многие другие народы, те же чеченцы и татары, имеют в составе РФ свои квазигосударства — республики. По этнотерриториальному принципу своего формирования РФ представляет собой уменьшенную копию Советского Союза. А опыт СССР показал, что чрезмерное развитие национального самосознания малых народностей может в ситуации политической турбулентности привести к росту сепаратизма в национальных республиках.

Несколько лет назад по этнонациональному принципу и ленинской национальной политике, которая его породила, жестко проехался президент Владимир Путин. Он назвал этнотерриториальность бредом и атомной бомбой под здание России. Имея свои квазигосударственности, те или иные нации через свои этнократии проявляют сепаратизм и стремятся к отделению. Поэтому при любом кризисе российская государственность распадается на части. После революции 1917 года Россия потеряла Польшу и Финляндию, а в 1991-м — 14 национальных республик. В случае нового кризиса РФ тоже с высокой долей вероятности распадется по границам национальных республик и автономных округов. На оставшейся территории начнут плодиться новые квазигосударственности. Всяческие Помории и Казакии. Иными словами, зафиксированная в Конституции РФ левая многонациональная (и главное — ленинская) парадигма является механизмом расчленения России на части.

Впрочем, дальше заявлений Владимира Путина дело не пошло. А поскольку единственным кандидатом в воронежские губернаторы, настаивающем на решении русского вопроса (то есть о реализации права русского народа на самоопределение), является доктор исторических наук и профессор ВГУ Аркадий Минаков, мы обратились к нему с вопросом: «Не стоит ли переформатировать РФ по примеру Израиля?» Историк считает, что всего есть три варианта будущего РФ и национальное государство — только один из них. Два других — построение Российской (русской) империи и СССР 2.0.

«В январе 2014 года я выступил с программным докладом, посвященным русскому вопросу, на заседании Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, — напомнил Аркадий Юрьевич. — С тех пор прошло уже более четырех лет. Могу констатировать, что определенные изменения к лучшему произошли. Крым вернулся в родную гавань, возникли республики Новороссии, ведущие героическую борьбу за сохранение русской идентичности. Некоторые улучшения произошли в сфере образования, культуры, в деятельности СМИ, миграционной политике. Однако коренного перелома, увы, нет. Вынужден констатировать, что критический анализ, представленный в моем докладе, по-прежнему актуален».

«В ходе предвыборной кампании-2012 Владимир Путин прочно ввел в политическое поле одну очень важную идею, — говорилось в докладе Аркадия Минакова. — Так, он заявил, что национальный вопрос для России носит фундаментальный характер, а его гармоничное решение является одним из главных условий самого дальнейшего существования РФ. Одновременно Путин констатировал бурный рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Он охарактеризовал историческую Россию как государство сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Россия в трактовке президента является уникальной полиэтнической цивилизацией, скрепленной русским культурным ядром, а русский народ является государствообразующим — по факту существования России.

Давая определение русским как государствообразующему народу, Путин тем самым делал определенный шаг в создании условий для обсуждения вопроса. Дело в том, что в Конституции РФ упоминание о русском народе отсутствует, в официальных декларациях этнически русские не рассматриваются как самостоятельный субъект, чьи интересы должно учитывать государство, у них юридически нет национальной территории. У других этносов такие атрибуты есть. К примеру, в Конституции Татарстана записано: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа республики Татарстан и татарского народа, способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков»…

Отрадно слышать здравые мысли. Но все же верховная власть явно запаздывает с осознанием того, насколько опасно игнорировать русский фактор. Для понимания всей остроты русского вопроса приведем некоторые очевидные, но, к сожалению, плохо осознаваемые факты. В результате ряда социальных и военных катаклизмов, произошедших в XX веке, русский народ оказался в ситуации тяжелейшего кризиса. Сейчас начался процесс замены коренного славянского, финно-угорского и тюркского населения, составляющего ядро русской цивилизации, мигрантами. Русские в своем большинстве оказались беззащитными перед лавиной проблем, обрушившихся на них в 1990-е годы. Они веками решали такие проблемы не через общинную или диаспорную организацию, сформированную по кровно-родственному признаку, а посредством государства. В результате, если государство игнорирует или недостаточно внимательно относится к их интересам, русские существенно проигрывают малым этносам, обладающим своей самоорганизацией, сложившейся веками. Возможностей политического, экономического, информационного, правового лоббирования своих интересов у этнических русских сейчас нет. Русские просто не имеют эффективных инструментов давления на безнациональную бюрократию, выросшую в традициях советского интернационализма и новорусского космополитизма. Поэтому все в большей и большей степени распространяется среди государственнообразующего народа убеждение, что у них нет государства, которое защищало бы их интересы, а власть прислушивается только к интересам диаспор или космополитических корпораций. Русских слушают только в случае массовых волнений, как на Манежке или в Бирюлево. Значительная часть коренного населения России охвачено недоумением, апатией, для русских характерно чувство унижения и фрустрации…

Тем не менее ход истории объективно ведет Российскую Федерацию к созданию национально-ориентированной государственности. После распада СССР во всех бывших республиках Советского Союза были созданы, по сути дела, национальные государства. Исключение составляет Российская Федерация, которая в плане национального устройства представляет собой редуцированную, усеченную ленинско-сталинскую модель СССР, с искусственными внутренними границами и национальными республиками, чреватую распадом. Причем русские в РФ составляют огромное национальное большинство — более 80% населения, или около 116 млн человек».

«Определенные внутренние условия для создания национальной государственности имеются, — резюмировал историк. — Вопрос в том, какой будет государственность: авторитарно-шовинистической или демократической. Национальная демократия, солидарное общество возможны, когда как отдельные граждане, так и регионы будут обладать равными политическими и экономическими правами, что предполагает соблюдение реального равноправия в политической, экономической, правовой, культурной сфере — соблюдение элементарных пропорций. Если мы строим правовое демократическое государство — значит, власть должна учитывать и формулировать и русские интересы, а не только голоса влиятельных национальных диаспор и корпоративных лоббистов. Если целью государства является благополучие большинства нации, государственнообразующих бюджетников — государство должно вывести капиталы из офшоров, бороться с коррупцией на деле, а не на словах, собирать эффективно налоги, вводить прогрессивный налог, средства общеизвестны. Будет в России хорошо русскому большинству — будет хорошо и всем другим этносам… Убежден, что современная власть должна усвоить два урока русской истории, когда при полном равнодушии народа государство, игнорирующее интересы русского народа, распалось в три дня в феврале 1917-го, а затем в августе 1991 года».