Комментарий члена предвыборного штаба кандидата в губернаторы, кандидата юридических наук ВГУ Николая Андреева к некоторым положениям программного заявления кандидата в губернаторы Воронежской области от партии «Родина» Аркадия Юрьевича Минакова

Необходимо произвести серьезные изменения в налоговой системе: половину поступлений от региональных налогов перенаправить в муниципальные образования, что позволит муниципалитетам выплатить долги и повысить расходы на нужды населения. Необходимо решить проблемы промышленного развития, увеличения числа рабочих мест в обрабатывающей, высокоточной промышленности, сфере IT-технологий, использовании потенциала высшего образования для роста экономики. Необходимо создать новые и использовать старые технопарки и индустриальные парки для создания новых производств. Это позволит вернуть Воронежской области статус промышленного региона исущественно повысить налогооблагаемую базу

Формат декларации А.Ю. Минакова не позволяет подробно раскрывать каждый его пункт. Однако есть возможность в отдельных текстах более подробно раскрыть детали отдельных программных тезисов.
Немного статистики. На 2016 год у Воронежской области долгов было свыше 35 млрд. рублей, на ноябрь 2017 года около 27,2 млрд. рублей, при этом область взяла кредит у одного коммерческого банка в конце 2017 г. 5,28 млрд. рублей под 8,5 процентов годовых . Уровень долговой нагрузки Воронежской области составил 41,3% . Аналогичная беда у муниципалитетов нашей области. Например, в 2017 году долговые обязательства городского округа город Воронежа к 1 ноября составляли 7,467 млрд рублей. В 2016 году в распоряжении города оставалось всего 13% собранных на его территории налогов, в 2017 году – уже порядка 10%.
Естественно, развитие при таких объемах долгов невозможно, нужно многократное повышение доходов и области, и муниципальных образований. Только тогда можно будет реализовать все планируемые партией «Родина» и Аркадием Минаковым мероприятия.
Еще немного цифр.

В России три вида налогов в зависимости от того, в какой бюджет они должны зачисляться:1) федеральные; 2)региональные;3) местные. Плюс есть специальные налоговые режимы (единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения и т.д.). Но так как у регионов (из 85 регионов только 17-18 хватает своих средств) и муниципалитетов мало средств, часть доходов от федеральных налогов поступает в регионы и муниципалитеты. К основным таким федеральным налогам, часть средств от которых идут регионам и муниципалитетам, относятся налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ, в просторечье подоходный налог). Ставка налога на прибыль организаций 20 процентов, причем 17 процентов идёт в регион, и только 3 в федеральный центр. Ставка НДФЛ 13 процентов. 85 процентов дохода от НДФЛ идёт в региональный бюджет, остальное — в муниципальный бюджет. Есть три региональных налога: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес (для нас неактуален, у нас нет игорной зоны). Два муниципальных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также есть торговый сбор.
Основную часть бюджетных доходов составляют поступления от налогов. Соответственно, они – один из основных наших инструментов развития, создания финансовой базы для проведения реформ и создания нормальных условий для жителей Воронежской области.
При этом не только наполняют бюджеты- они могут не только привлекать новые организации и новых жителей, но и отталкивать их.

В чем заключаются наши предложения?
Во-первых, нужно перераспределить поступления от НДФЛ. Вместо 85 % от поступлений НДФЛ в региональный бюджет должно идти не свыше 50 %, остальное должно идти в местные бюджеты (бюджеты городских и сельских поселений, в бюджеты муниципальных районов). Люди, платящие НДФЛ, должны видеть, на что идут их средства – и это будет легко увидеть, когда муниципалитеты смогут воспользоваться имеющимися средствами.

Но ведь и области нужно развиваться, а значит, области нужны деньги. Что требуется? Стимулировать организации размещать здесь свои производства и офисы, ведь чем больше здесь будет организаций, тем больше будут поступления от налога на прибыль организаций. Кроме того, чем больше предприятий- тем больше рабочих мест, чем больше рабочих мест.

Просто так компании сюда не пойду, нужно их завлекать.
И для этого есть ряд инструментов.
Во-первых, создаваемая Особая экономическая зона в Масловском районе. Она позволит привлечь туда ряд компаний. К сожалению, исходя из имеющейся информации, областная администрация планирует привлекать туда УЖЕ существующие в области производства, просто перемещая производственные мощности. К сожалению, это практически не создаст рабочих мест: они просто переместятся.
Во-вторых, в области уже есть ряд индустриальных зон, которые также создают благоприятные условия для новых компаний.
К сожалению, сегодня новые компании практически не приходят сюда.
Тому есть ряд причин, но их изложение чрезмерно усложнило бы заметку.

Лучше не переливать из пустого в порожнее, в поисках виноватых, а искать пути для развития, ведь не идти вперед – значит идти назад.
Необходимо воспользоваться теми шансами, которые дает нам развитие цифровой экономики и IT-индустрии, и привлекать сюда компании, занимающиеся высокими технологиями. Почему?
Их производства занимают небольшие площади, а значит, в Особой экономической зоне их можно разместить в большом количестве. Зарплаты в IT-индустрии, для нашего региона, достаточно значительные, а значит, уплачиваемый сотрудниками НДФЛ также будет значительным.

Однако для того, чтобы привлечь компании, нужно создать ряд условий. Во-первых, специально указать в нормативных актах, регулирующих Особую экономическую зону и индустриальные зоны на территории Воронежской области, налоговые льготы для IT-компаний, преференции и стимулы для размещения в области трудовых коллективов. Кроме того, мощности IT-компаний нередко связаны с выработкой тепла (например, хранилища данных вырабатывают огромные его количества), а значит, в районах с IT мощностями тарифы на тепло будут дешевле, чем там, где таких производств нет.

Затем. Воронежская область – это центр вузовского образования, со множеством университетов, в том числе технических. Необходимо заимствовать опыт создания совместных производств: крупные компании предоставляют инвестиции (например, в лабораторное оборудование), вузы предоставляют кадры (студентов и ученых, инженеров), а доходы от создаваемых на таких производствах изобретений и т.д. идут компаниям и вузам. При этом на доходы начисляются налоги, следовательно, все получают плюсы: студенты получают опыт и возможность реализовать себя, преподаватели, инженеры – повышенные зарплаты и практическое применение своих навыков и знаний, вузы – дополнительные средства для существования, компании – сравнительно недорогие изобретения и т.д. К сожалению, в России очень низкий уровень реализации изобретений, и потому Европа быстро нас обгоняет в этой части. Но совместные производства вузов и компаний могут решить эту проблему. Однако для этого потребуется придать территориям вузов или специально отведенным для того площадям, например, статус технопарков. Для размещаемых там производств нужно будет предусмотреть налоговые льготы в виде пониженных налогов на прибыль (например, вдвойне уменьшить налог или вовсе его не взимать в течение периода от года до пяти лет), льготы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и т.д. Кроме того, потребуется внести ряд законодательных инициатив на федеральном уровне и внести ряд изменений в региональные законы, но – на федеральном уровне уже раздаются подобные предложения, а значит, мы просто воспользуемся общероссийской тенденцией, поможем развитию всей России, при этом решив региональные потребности. Нужно превратить наши вузы в точки роста, что наполнит региональный и местный бюджеты, даст от нескольких тысяч до нескольких сот тысяч новых рабочих мест, причем с высокой заработной платой. Наши классные выпускники не будут уезжать из региона, а получат работу здесь, дома, и помогут развить родную область, родные города и сельские поселения.

Наконец, на базе аграрных и технических вузов, индустриальных парков, Особой экономической зоны надо создавать перерабатывающие производства. Возьмем для примера сахарную свеклу. Недостаток мощностей по хранению и переработке влечет потерю значительных объемов сырья, а значит, все несут убытки (в том числе область – от недополучения налогов на прибыль таких производств, ведь уменьшается их прибыль). Достаточно создать налоговые льготы и преференции для тех, кто создает или хочет создать мощности для глубокой переработки сырья, которое мы выращиваем в области. Новые мощности – новые рабочие места, а еще и возможности по экспорту, например, сахара. В силу ослабления рубля доходы от экспорта могут быть достаточно большими (относительно нашего региона), что позволит улучшить наше положение. Давайте поможем развить то, что у нас и так есть, поможем зарабатывать на собственных урожаях, поможем созданию новых рабочих мест и поднятию села, ведь многие сельские жители живут благодаря сельхозпроизводству.
Короткий итог.

Мы должны настроить областную налоговую систему, чтобы в Воронежской области было выгодно создавать новые рабочие места, новые производства, устраивать здесь наших выпускников, повышать доходы наших сел и городов, создадим базу для процветания наших вузов. Мы просто максимально используем то, что уже есть в нашей области. К сожалению, до сих пор все эти возможности не были использованы. Но мы знаем, где и что надо улучшить, исправить, настроить, сделать – и мы это сделаем. На основе традиций и нашего знания мы поведем нашу родную Воронежскую область в будущее.